
Если говорить про JR600SN, многие сразу представляют себе типовой китайский насос с вечными проблемами по сальникам – но это как раз тот случай, когда стереотип мешает разглядеть интересные возможности. Начну с того, что на Талаканском месторождении мы ставили три таких агрегата через ООО ?PETROKH?, и первый же сезон показал: главная ошибка – пытаться эксплуатировать его ?как все остальные?.
Когда распаковали первый JR600SN, бросилось в глаза исполнение рамы – сварная конструкция с ребрами жесткости явно рассчитывалась на транспортные нагрузки, но не на вибрацию от пульсаций. Через две недели работы появились трещины в зоне крепления гидроблока. Пришлось усиливать на месте, хотя в документации об этом – ни слова.
Характеристики по паспорту: давление до 105 МПа, производительность 1.2 м3/мин. На практике при работе с вязкими жидкостями для ГРП уже на 85 МПа начинался перегрев клапанной коробки. Мы связывались с инженерами PETROKH – они тогда оперативно прислали доработанную схему охлаждения, но для этого пришлось разбирать узел практически полностью.
Интересно, что в мануалах от завода-изготовителя не было ни слова про работу в условиях низких температур. При -40°С резиновые уплотнения дубели так, что замена занимала втрое больше времени. Пришлось самим подбирать материалы – в итоге перешли на полиуретановые манжеты от корейского производителя, хотя изначально китайская сторона уверяла, что ?штатные решения проверены?.
На сайте https://www.petrokh-rus.ru указано, что компания специализируется на оборудовании для цементирования скважин – но по факту они поставляют и комплектующие для ремонта. Когда у нас вышел из строя распределительный вал на втором агрегате, запчасти ждали почти месяц. Зато их техотдел прислал подробные чертежи с допусками – мы смогли заказать изготовление у местного предприятия.
Здесь стоит отметить их сервисную компанию – те самые специалисты с 10-летним опытом на китайских месторождениях. Один из инженеров приезжал к нам на Ковыктинское месторождение, и его замечание по регулировке предохранительных клапанов спасло нас от потенциальной аварии. Правда, все общение шло через переводчика, что иногда создавало недопонимание в технических нюансах.
Что действительно удивило – так это работа гидравлической системы. В JR600SN стоит трехсекционный насос, который при правильной настройке выдает стабильное давление даже при скачках нагрузки. Но научиться этой настройке – целое искусство. Мы потратили почти два месяца, пока не нашли оптимальное соотношение между частотой вращения и давлением в магистрали.
Если сравнивать с американскими аналогами, то JR600SN проигрывает в ресурсе подшипниковых узлов – но выигрывает в ремонтопригодности. Замена уплотнений на насосе высокого давления занимает 3-4 часа против 8-10 у конкурентов. И запасные части дешевле на 40-50%, хотя по качеству металла есть вопросы.
На месторождениях Восточной Сибири мы эксплуатировали эти насосы в режиме 20/7 – и здесь проявилась curious особенность: при постоянной нагрузке вибрация уменьшалась, но требовалась ежесменная проверка креплений. Пришлось вводить дополнительную позицию в регламент ТО.
По данным ООО ?PETROKH?, они поставляют это оборудование в dozen стран – но в России адаптация к климату потребовала дополнительных доработок. Например, пришлось устанавливать дополнительные подогреватели гидравлической жидкости, хотя в базовой комплектации их не было.
На одном из проектов по интенсификации притока мы использовали JR600SN для подачи проппанта – изначально аппарат не предназначен для таких работ, но переделка фильтров и установка дополнительных защитных экранов позволила адаптировать его под эти задачи. Правда, пришлось снизить рабочее давление до 75 МПа.
Любопытный случай произошел при работе с высокоминерализованными жидкостями – штатные уплотнения выходили из строя через 50-70 моточасов. После консультаций с техотделом PETROKH перешли на керамико-графитовые пары – ресурс увеличился вдвое, но пришлось модифицировать посадочные места.
В этом году планируем испытать JR600SN в комбинации с установками для КРС – предварительные расчеты показывают, что при доработке системы управления можно добиться синхронизации работы нескольких насосов. Хотя пока неясно, как поведет себя электроника при длительных нагрузках.
За три года эксплуатации шесть агрегатов JR600SN показали себя как ?рабочие лошадки? – не идеальные, но поддающиеся улучшению. Главный плюс – модульная конструкция, позволяющая заменять узлы без полной разборки. Минус – необходимость постоянного контроля со стороны квалифицированного персонала.
Сейчас ООО ?PETROKH? анонсировало обновленную версию с системой мониторинга вибрации – если они действительно устранили проблемы с рамой, это может стать turning point для этого модельного ряда. Мы уже запросили тестовый образец для испытаний в условиях Крайнего Севера.
В итоге могу сказать: JR600SN – типичный представитель китайского оборудования, где за apparent простотой скрывается необходимость глубокого понимания техпроцессов. Его нельзя просто ?включить и работать? – но при грамотной адаптации он способен показывать результаты, сопоставимые с техникой первого эшелона.
 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                            