
Когда слышишь ?производитель комплектов оборудования для ГРП с электроприводом?, многие сразу представляют просто набор насосов и ёмкостей. Но на деле это система, где электропривод — не просто ?замена дизелю?, а изменение всей логики работы. В ООО ?ПЕТРОХ? через это прошли — сначала думали, что достаточно взять стандартные гидравлические схемы и поставить электродвигатели. Ошибка.
Сначала казалось, что главное преимущество — снижение выбросов. Но на практике, например, на месторождениях в Синьцзяне, столкнулись с тем, что энергоснабжение нестабильное. Пришлось пересматривать конструкцию комплектов оборудования для ГРП — добавлять системы плавного пуска, чтобы не выбивало подстанцию. Это та деталь, которую в каталогах не показывают, но без неё установка просто не работает.
Запомнился случай в 2019 году, когда мы поставили комплект для ГРП с электроприводом на одно из месторождений в Казахстане. Инженеры заказчика сначала скептически смотрели на наши расчёты по энергопотреблению — говорили, что мы занижаем цифры. Но когда замеры на скважине показали, что пиковые нагрузки на 15% ниже, чем у аналогов с дизельным приводом, вопросы отпали. Речь не только о экономии на топливе, но и о том, что сеть не перегружается.
Сейчас в новых моделях, которые PETROKH разрабатывает для рынков СНГ, сразу закладываем возможность работы от генератора в переходном режиме. Это не в спецификациях, но по опыту знаем — без такого решения клиенты просто не станут рисковать.
Если бы мы проектировали оборудование только по ГОСТам, половина решений не работала бы. Например, размещение датчиков вибрации на раме оборудования для ГРП — поначалу ставили их в ?удобных? местах, но на промысле выяснилось, что от пыли и вибрации контакты отходят. Пришлось переносить в зону с меньшими нагрузками, хотя это удорожало конструкцию.
Особенно сложно было с системами охлаждения электроприводов — в условиях песчаных бурь радиаторы забивались за смену. Пришлось совместно с сервисной командой, которая работает на китайских месторождениях более 10 лет, разработать многоступенчатую систему фильтрации. Сейчас это стало стандартом для всех наших поставок.
Кстати, о сервисе — именно благодаря тому, что у нас есть своя сервисная компания, мы смогли отказаться от типовых решений от европейских поставщиков. Их оборудование не всегда выдерживает условия азиатских месторождений, где перепады температур достигают 50 градусов.
Был период, когда мы пытались максимально унифицировать комплекты оборудования для ГРП с электроприводом с дизельными версиями. Оставили те же гидравлические схемы, просто заменили привод. Результат — перегрев масла в системе летом в Туркменистане, пришлось экстренно дорабатывать теплообменники.
Сейчас принципиально иначе подходим к проектированию — сначала считаем энергопотребление, потом тепловыделение, и только потом компонуем оборудование. Это увеличивает сроки проектирования, но зато не приходится переделывать на месте.
Ещё один урок — не всегда выгодно использовать ?готовые? электродвигатели от известных брендов. Для ГРП нужны специфические характеристики по пусковому моменту, которые серийные модели не всегда обеспечивают. Пришлось наладить сотрудничество с производителями, которые готовы делать кастомизированные решения.
На сайте PETROKH мы не пишем о таких деталях, как материал кабельных вводов в двигатели. Но именно из-за них в 2021 году пришлось заменить партию оборудования на одном из месторождений — стандартные сальники не держали песчаную пыль.
Или другой пример — система управления. Сначала ставили промышленные контроллеры, но они не всегда выдерживали вибрацию при транспортировке по бездорожью. Перешли на более простые схемы с дублированием критических цепей — надёжность повысилась, хотя функционал немного сократили.
Такие решения рождаются только после лет работы в поле. Наша сервисная команда, которая работает на китайских месторождениях, постоянно присылает замечания — где кабель перетирается, где болты откручиваются от вибрации. Без этой обратной связи мы бы продолжали делать ?офисное? оборудование.
Когда производитель комплектов оборудования для ГРП имеет 20-летний опыт работы в разных странах, это не просто цифра в рекламе. Это значит, что в конструкции уже учтены нюансы работы и в Сибири, и в Саудовской Аравии. Например, для Ближнего Востока мы увеличиваем мощность систем охлаждения, для северных регионов — добавляем подогрев масла в гидросистеме.
Сейчас в портфеле PETROKH решения для более чем 10 стран, и каждый раз приходится адаптировать оборудование под местные условия. Не всегда успешно — в прошлом году в Африке столкнулись с тем, что местные операторы не готовы к обслуживанию сложной электроники. Пришлось упрощать систему диагностики.
Но главное — мы понимаем, что комплекты оборудования для ГРП с электроприводом это не просто товар, а часть технологической цепочки. Поэтому всегда предлагаем не просто поставку, а сопровождение на всех этапах — от проектирования до запуска. Как показывает практика, без этого даже самое совершенное оборудование может не раскрыть свой потенциал.
