
Если говорить про HSQ20E C1, многие сразу представляют себе стандартный насос для ГРП, но на деле это скорее гибридная система, где китайские инженеры попытались совместить модульность с адаптацией под песчаные пласты. В свое время мы через ООО ?PETROKH? завозили партию этих установок для тестов на месторождениях в Западной Сибири – и сразу столкнулись с мифом о ?универсальности?. В спецификациях указано давление до 105 МПа, но при работе с высоковязкими жидкостями клапанная группа начинала вибрировать уже на 90 МПа. Пришлось вносить изменения в конструкцию.
Основное преимущество HSQ20E C1 – это компактность и возможность быстрой интеграции в мобильные комплексы. Но именно здесь кроется и главный недостаток: ради уменьшения габаритов производитель использовал облегченные рамы, которые при длительной транспортировке по бездорожью давали микротрещины. Мы это обнаружили только после полугода эксплуатации на Самотлоре.
Интересно, что в документации от PETROKH изначально не было рекомендаций по усилению конструкции – видимо, в Китае тестировали на более ровных трассах. Пришлось самим разрабатывать схему дополнительных ребер жесткости. Кстати, это типичная ситуация для китайского оборудования: на бумаге все идеально, а в полевых условиях всплывают нюансы.
Еще один момент – система охлаждения. Штатный теплообменник не справлялся при работе в цикле ?цементирование-ГРП-промывка?, приходилось ставить дополнительный контур. Но после доработки агрегат показал себя вполне стабильно даже при -35°C.
Когда мы начали сотрудничать с ООО ?PETROKH?, их инженеры сначала не понимали, зачем мы требуем замены стандартных уплотнений на версии с повышенной морозостойкостью. Но после нашего отчета о полевых испытаниях в ХМАО они быстро доработали комплектацию. Это к вопросу о том, почему важно выбирать поставщиков с реальным опытом работы в целевых регионах.
Кстати, в модификации для Арктики пришлось полностью менять материал гидравлических шлангов – оригинальные трескались на изгибах при низких температурах. PETROKH оперативно прислали альтернативные образцы, но на тесты ушло около двух месяцев.
Самое сложное было убедить их технологов, что российские стандарты сварки требуют более тщательного контроля швов на раме. В итоге пришлось принимать партию с дополнительным УЗК-контролем – без этого сертификацию бы не прошли.
На одном из проектов в Якутии мы попытались использовать HSQ20E C1 для одновременной подачи проппанта и кислоты. Оборудование вроде бы допускало такой режим, но через 15 циклов начались проблемы с муфтовыми соединениями – видимо, сказалась агрессивная среда. PETROKH потом признали, что для таких задач нужна специальная версия с покрытием из инконеля.
Зато при классическом ГРП на карбонатных коллекторах показатели были выше средних. Особенно впечатлила точность дозирования – отклонение не более 1,5% даже при скачках давления. Это как раз то, что обещают в описании на сайте petrokh-rus.ru – и для раза в этом совпало.
А вот история с заменой фильтров оказалась не такой гладкой. Штатные элементы забивались в два раза быстрее, чем у европейских аналогов. Пришлось разрабатывать кастомизированную систему фильтрации – сейчас PETROKH даже предлагает ее как опцию для новых поставок.
Здесь PETROKH действительно выгодно отличаются от многих азиатских поставщиков. Их сервисная команда приезжала на месторождение в течение 72 часов, когда у нас вышел из строя блок управления. Правда, с запчастями была задержка – детали шли из Китая почти три недели.
Сейчас они создали склад в Новом Уренгое, что сильно упростило эксплуатацию. Но интересно, что поначалу они отказывались верить в необходимость хранения двойного комплекта расходников – мол, оборудование надежное. После нашего случая с одновременным отказом двух насосов в разгар сезона ГРП изменили подход.
Логистика – отдельная тема. Морская доставка занимает 45-60 дней, но если заказывать авиаперевозку, стоимость увеличивается на 25%. Мы нашли компромисс: критичные компоненты летят самолетом, остальное – морем.
Если сравнивать HSQ20E C1 с американскими аналогами, экономия на старте составляет около 40%. Но вот стоимость жизненного цикла уже не так очевидна – за пять лет эксплуатации на замену расходников ушло примерно 15% от первоначальной цены. Хотя для сезонных проектов это все равно выгодно.
Сейчас PETROKH предлагают обновленную версию с улучшенной системой мониторинга. Мы пока тестируем, но уже видно, что учли многие наши замечания. В частности, добавили датчики вибрации на раму и переработали интерфейс управления.
В целом, если вам нужен баланс цены и функциональности для стандартных операций ГРП – HSQ20E C1 вполне рабочий вариант. Но будьте готовы к тонкой настройке под конкретные условия и имейте запасной план на случай нештатных ситуаций. Опыт PETROKH в Китае – это хорошо, но российская действительность всегда вносит коррективы.
 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                            